Меню


СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, мифологические представления, которые существовали у древних славян во время их единства (до конца I тыс. н. э.). Первые сведения о них встречаются у Прокопия Кесарийского (6 в.). С расселением и обособлением славян обособлялись и мифологические представления. Изучение наиболее хорошо сохранившихся вариантов (восточнославянских и балтийских славян) помогает восстановить единые верования. В связи с более ранней христианизацией южнославянские и польско-чешско-моравские мифологии сохранились очень фрагментарно. Оригинальные славянские тексты не сохранились. Славянская мифология реконструируется на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с упомянутого выше Прокопия) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Наиболее обширный материал дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также лингвистические данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и др.). Основной метод реконструкции славянской мифологии — сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь, с мифологией балтийских племен. При такой реконструкции выясняется индоевропейский характер славянской мифологии. Это позволяет отделить архаические элементы от позднейших инноваций. Так, в стихе о «Голубиной книге» содержатся представления о соотношении человека и вселенной, микро- и макрокосма, соответствующие ведийскому гимну о Пуруше и восходящие к общему с ним индоевропейскому мифу о творении мира из тела человека.

         

 

 



Партнеры


Тайна камня. Роман в стиле фентези

Авторская выставка художника Сухомлиновой Ирины

Оружие Великой Отечественной войны